ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Современный читатель, наверное, с трепетной любовью перебирает пальцами страницы этой небольшой книжечки. Кое-что из хранящегося в ней наследия отделено от нашего читателя почти четвертью века, т.е. значительно превышает его собственный возраст. Что же ныне являет собою ФизФак, где волею судьбы повезет (если будешь сдавать все вовремя) или уже безвозвратно повезло тебе провести 5 лучших лет жизни? Не торопись, завидуя разного рода юристам и филологам, считывать это дорогое имя "ФизФак" с нечистых студенческих парт гуманитарного корпуса, где даже вторую половину имени этого пишут в английской транскрипции. Спору нет, новое издание нашей книги застает ФизФак в плачевном состоянии. Страшно снижен конкурс, а вместе с ним и уровень контингента, а вместе с ним, как ни прискорбно, и уровень некогда знаменитой ФизФаковской "Весны". Несколько замечательных личностей покинуло ФизФак, а вместе с ним и страну Советов; нет больше "Комитета FiFa", где собирались некогда те, кому слава родного факультета была дороже потерянных вечеров, а вместе с ними  и не сданных вовремя зачетов; умер "Филиппок"; посвящение в первокурсники временами проводилось без знаменитых этапов, т.е. не было вполне посвящением, что не замедлило сказаться на общем художественном уровне посвящаемых, а вместе с ними и "Весны".

Да, таково оно - славное море, священный ФизФак. Но, хотя его и захлестывают волны, он не тонет, поддерживаемый своим основным упором - Академическим Хором Мальчиков ФизФака!  Итак, дорогой физик и дражайший сочувствующий! Да, это не сон: вышло второе издание бессмертного наследия Академа; пророчески исполнились слова, сказанные в предисловии к первому изданию.

Во второе издание добавлены песни, исполненные на "Веснах" начиная с 1989 года. Небольшой переработке подвергся материал первого издания. Был изменен порядок следования песен: в начало сборника поставлены песни, не датированные в первом издании. Эти песни, как правило, демонстрируют местами откровенный лиризм, внушая сильное сомнение в подлинности своего происхождения из стен Физфака ВГУ, поэтому в настоящем издании они помещены ДО Гимна Физиков (с которого и начинается истинно БАХовский репертуар). Многие из вышеупомянутых песен считаются общеизвестными. В тоже время не все недатированные (а равно и лирические) песни пришли "из варяг": достаточно вспомнить, например "Гаудеамус", "Славное море" и другие хиты, помещенные сразу же после Гимна Физиков. Без них не обходится ни одно стояние на набережной, и они, по-видимому, еще долго будут оставаться сияющими бриллиантами в золотой короне Академического репертуара. Некоторые песни (такие, как "Дубинушка" или "Раскинулось поле...") берут свое начало из недр различных московских вузов (вероятно, из МФТИ и МГУ соответственно), но несмотря на это очень популярны у нас, почему и помещены в этом издании сборника в окружении оригинальных БАХовских песен (мы сохраняем здесь для "Дубинушки" присвоенную ей в первом издании дату - 1974г.). Степень лиризма этих песен вполне удовлетворяет духу ФизФаковской ВЕСНЫ, метко подмеченному поэтом (А.Ченцов, 1974): "Только не поем романсы: скромность не дает". Вообще, составители второго издания не дерзнули выбросить что-либо из текста первого издания, а лишь перераспределили текст и произвели небольшую редакторскую правку. По возможности мы старались не злоупотреблять таким отделением зерен от плевел, и долг всех "стариков", обнаруживших какие-то несоответствия, заявить о них, дабы были исправлены в последующих изданиях Сборника, если, конечно, кто-то из нас доживет до тех светлых дней.

Все эти погрешности следует относить на счет вопиющего несовершенства вычислительной техники ("Искра 1030.11"), этого тяжелого (во всех смыслах этого слова) наследия, доставшегося нам от советского режима. Причиной ошибок может быть также незлонамеренное головотяпство составителей, а также преступная халатность лиц, осуществлявших компьютерный набор. Редакция заранее приносит свои искренние соболезнования всякому физику (а равным образом и сочувствующему), чье сердце, уязвленное такими каплями, с позволения сказать, дегтя в бочке меда, болезненно переживает всякое невинное искажение (а также неприкрытую фальсификацию и тому подобное осквернение) текста, могущее повлечь неутешную горечь утраты наслаждения от интимного прикосновения к сокровищнице бессмертного наследия ФизФака.

Следует также отметить, что, взяв на себя смелость сопроводить некоторые песни комментариями, издатели лишь заботились о наиболее полном впечатлении от прочтения соответствующего текста. Ибо хорошо известно, что никакая книга не может заменить живой атмосферы ФизФаковских весен, во время которых имели место столь выразительные мизансцены (так называемые "залипухи"), что порою они представляют собою даже большую прелесть, чем сам текст песни и становятся ее традиционным и неотъемлемым элементом во всех последующих исполнениях.

Далее. Представляется небесполезным хотя бы кратко прокомментировать фамилии, которыми буквально пестрят песни Академа. Одной из них порою достаточно, чтобы вызвать хохот (или слезы?) у старшего поколения физиков, в то время как для молодых эта фамилия просто ничего не говорит. Этим целям служит небольшой глоссарий, помещенный в конце настоящего сборника.

Нужно учесть, что в определенные периоды 1980-90-х годов практиковалась отмена службы студентов дневного отделения в Красной Армии. Опасность отправиться с уютной сцены ФизФаковской "Весны"  на передовую театра военных действий дамокловым мечом висела над хвостистами, являясь одновременно и мощнейшим стимулом для активного усвоения Физико - математических наук хотя бы до уровня "тройки". Такая ситуация отражена во многих Академических песнях. Вообще, военная тема (например, высмеивание основных достоинств военной кафедры ВГУ) являлась неизменным и популярным номером на "Веснах" и Посвящениях в Физики. В процессе дальнейшей демократизации общества наши студенты оказались лишены освобождения от службы (а вместе с тем и радости поблистать интеллектом на военной кафедре). Тема войны, однако, и в 1996 году занимала достойное место в репертуаре Академа.

В продолжение темы о преемственности традиций надо добавить, что молодежь сейчас едва ли может вспомнить мотив даже элементарной русской народной песни, не говоря уже о так называемой советской эстраде. А ведь львиная доля песен Академа положена именно на эти мелодии, для чего мы их старались указать везде, где только можно [в квадратных скобках]. Это несомненно пригодится тем, кто будет разучивать с новым Академом старый репертуар.

С течением лет прямо на глазах забывается все то, что волновало душу физика вплоть до ближайших предперестроечных времен, поэтому нет необходимости подчеркивать знание этих традиций молодым поколением, в руки которого отдано дело дальнейшего прославления ФизФака, которое, к тому же, отягощено известными политическими и экономическими условиями. Хочется, чтобы новое издание послужило хорошим подспорьем в этом благородном деле.

В заключение хочется принести благодарность И.Гусеву, В.Работкину, И.Кириченко, Г.Пахомову, И.Сафроничу, Е.Рудневу, С.Головину, П.Матюшину, Н.Долгополову, и прочим горячим сердцам, без чьих неистлевших архивных записей, не затуманенных (как хотелось бы надеяться) склерозом воспоминаний и критических замечаний (почти все они - ветераны Академа) подготовка этого издания была бы маловероятна. 

В.Чернов
2:5025/2.58@fidonet AKA root@niif.vucnit.voronezh.su


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Глубокоуважаемый физик!
А также не менее глубокоуважаемый сочувствующий!

Перед тобой не просто сборник самодеятельных песенок. Ты держишь в руках результат коллективного творчества Мальчиков Физфака - могучего отряда воронежских студиози. И хотя около каждой песни указаны авторы, ты должен четко представлять себе весь процесс рождения наших Композиций, Араторий, Квантат и Автонекрологов.

Автор редко приносил готовую песню. Обычно он зачитывал "рыбу". Часто это была голая идея, стыдливо прикрытая одной-двумя строфами. И дальше начиналось ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - ТВОРЧЕСТВО. На стенах проступал пунцовый румянец, когда Академ входил в творческий экстаз. У портретного Ньютона уши под париком горели ярче фотофонарей, когда сквозь громовой хохот пробивался очередной вопль:"А вот еще анекдот!..".

Первокурсник! Юный брат наш! Не будь слишком строг к литературной обертке наших песен. Ты просто не был на весне физфака. Ты не видел Весны-80, когда 50 физиков, вскричав:"И бита ваша карта, Джимми Картер!", отняли у Брежнева монополию политических диалогов. Ты не плакал от смеха на Весне-78, когда на вопрос Верочки Кузьминой:"Дяденьки, а почему коровы не едят лимонов?", умненькие дяденьки хором ответили: "А чтобы молочко не скислось". Тебе не удалось отыскать места среди сотен сидящих на полу в проходах зрителей Весны-81, когда Валера Гревцов твердым голосом переводил французский лепет Сереежи Писарева. И, затем, ты не видел лица Зиновия Александровича Либермана во время исполния: "Замдекан, но два ведра, он три ведра. Боле-мене Либерман. Их дринк лишь айн стакан...".

Академхор всегда был Карнавалом, той отдушиной, через которую разряжались замученные застоем физики, физики, которые шутят. Мы смеялись над собой и над другими, горько смеялись над вузовским образованием и падением престижа физических специальностей, подшучивали над Препами и Деканом. И они прощали нас, ибо все мы принадлежали и будем принадлежать вечно к Великому Братству Физиков! Сейчас другое время и другие академовцы несут нашу эстафету. Им творить новые листы этого сборника, им поддерживать костер физфаковского юмора, им создавать новый академ. Мы, старики Академического Хора Мальчиков Физфака, говорим им: " Дерзайте! Вы - физики, а значит вы - талантливы! "

Ю.Белов